Рецензия на сериал «Каратель»
23:58
Рецензия на сериал «Каратель»
Категория: Рецензии Автор: ГилИкс 07.12.2017 Просмотры: 483

Самая большая проблема современных сериалов Нетфликса (по крайней мере, среди того, что там сейчас делается под лейблом «Марвел») – это хронометраж.

В своё время 13 серий качественной супергероики казалось фанатам чем-то несбыточным, пока не пришёл Нетфликс и не доказал всем, что те сами не ведали чего желали.

Сериал выходит за сериалом, а планка качества всё падает и падает.

Но нигде раньше формат так не вредил сериалу, как в случае с Карателем.

Да, Железный Кулак был стерильным проектом, в лучшем случае напоминающий что-то с канала CW, но даже там можно было проследить сюжетную ветку, события и (нелепое по большей части) развитие.

Каратель же, изначально также объявленный полусезонкой, но раздувшийся до полноценных 13 серий, судя по всему представляет собой попытку сценаристов наполнить всплывший из ниоткуда как говно в болоте хронометраж… чем-то.


Отношениям Карен и Фрэнка предстоит новый толчок. Очень, очень вялый толчок.

Но это не единственная проблема, так что давайте по порядку. Я не буду сейчас строить из себя мегафаната персонажа – знаком с Фрэнком я довольно условно, но базовое представление о персонаже тем не менее имею. Ограничимся сравнением концепта и подачи Карателя с его же собственным дебютом во втором сезоне Сорвиголовы.

Если вы совсем не знаете, что это вообще, то Каратель – ваш типичный американец, Фрэнк Кастл, который потерял семью в криминальных разборках, разочаровался в легальной борьбе с преступностью и пошёл наказывать разных бандюков «по-своему», решив, что на небесах с судебной системой всё должно быть несколько получше.

«Каратель – карает». Или наказывает, если вам так удобнее. Вот основной принцип персонажа, вокруг которого и надо строить всё остальное.

И надо сказать, в Сорвиголове с персонажем работали вполне хорошо. Почти каждое его появление обставлено так, что вы всё при всём желании не сможете его «пропустить» -музыка, режиссура, подача персонажа. Маленькие кусочки механизма работали на Фрэнка, создавая по-настоящему внушающую личность, получившуюся скорее даже не антигероем или виджилантом, а настоящим монстром или по крайней мере действительно опасным преступником. Саспенс и страх, а также простота и лишённая блеска суть персонажа, проглядывавшая за всем этим – те самые причины, по которым Каратель моментально покорил сердца всех.


Бомжеватый хипстер, подглядывающий за женой через комп
Почему-то именно так я всегда и представлял себе напарника Карателя.

Второй сезон ДД для Карателя не был историей героя, который восстал против системы, победил и что-то кому-то доказал.

Это была история о том, как сломанный человек проиграл тьме внутри себя и потерял свой последний шанс вернуться к свету (представленный во втором ДД его линией с Карен).

Как мне кажется, это ключевой фактор оценки сольного сериала про Панишера.

Уж не знаю, что пошло не так, но в какой-то момент ответственные люди решили кардинально поменять направление всей истории, что отразилось на сезоне довольно нелицеприятно.

Закончив свои приключения уже в самом начале первой серии, Фрэнк на ¾ сериала отправляется путешествовать по чужим сюжетным линиям. И добраться до правды непродажным копам поможет, и к семье друга сходит, и клубу по психологической помощи военным поддержку окажет, и вино с женщинами попьёт, и чужого сына воспитает – словом, на все руки мастер. Удивительно как с таким обилием талантов, он себе другого поля деятельности не нашёл.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы раскрывать персонажа и делать его человечнее – это в данном случае не самый очевидный, но вполне имеющий право на жизнь подход к истории, пусть и невероятно сложно провернуть его с Карателем так, чтобы выглядело всё гармонично и естественно.


Нет, это не короткостриженный Джон Сноу. Это - главный злодей сериала.

Однако это не совсем то, что сериал делает. «Каратель» состоит из отдельных сюжетных линий, перешитых белыми нитками, которые и сами по себе не шибко интересные, а под воздействием висящей над всем кухонной конспирологии из начала нулевых, превращаются во что-то едва-едва смотрибельное. Актёры, за исключением всё настолько же великолепного Джона Бернтала, стараются по мере возможностей, но видно, что с кастом в этот раз Нетфликс сильно пролетел. В прошлых сериалах был как минимум один яркий и харизматичный персонаж второго плана (обычно злодей), здесь же всё стерильно и скучно – злодеи картонные, нераскрытые и абсолютно не вяжутся с вроде бы серьёзной драмой про жестоких и циничных людей. Русский сериал «Меч» про «нашу» внесистемную оппозицию ОПГ и то более интересных злодеев давал.

Тон – вообще отдельная тема, потому что у меня нет цензурных слов, чтобы описать то, что они сделали с персонажем. Фиг с сюжетом, фиг со злодеями – куда делись все те механизмы, делавшие Фрэнка Кастла трёхмерным человеком, а не второстепенным героем сериала «Побег»? Куда делся саспенс? Такое ощущение, что Карателя вообще больше никто не боится. Кто-то пытается использовать его для своих планов, кто-то отважно бросается его ловить – перед нами типичный антигерой, ставший жертвой, сука, обстоятельств, а не сломанный человек. Казалось бы, военное прошлое во флэшбэках должно нам больше показать о морали Фрэнка, о том, как он смотрел на мир до злополучного инцидента, который забрал у него всё, что у того вообще было в жизни. Но по большей части история неприметно смещает фокус в сторону того, что вообще значит быть солдатом, патриотом и т.д. Всё это конечно замечательно, но к Фрэнку Кастлу имеет далеко не прямое отношение. Зато конфликтующий внутренний мир Фрэнка нам передают модными, новомодными и ни разу не стыренными у свежего Мэд Макса (ещё и предпоследнего Россомахи, да) флэшбэками, которые в силу своей овертоп-комической постановки больше напоминают пародию.

Главный герой здесь – чуть ли не третьеплановый персонаж в собственном сериале и лишь 1/4 всей истории, которого чуть ли не половину сериала двигают чужие мотивации и желания.


Каратель в армии

Проблемы сериала отчётливо видно и в менее явных проявлениях. Например, в (крайне немногочисленных) экшен-сценах («Каратель – карает»? Ну что вы, тут серьёзные сюжеты со взрослыми темами. Путь злодеи – идиоты, а конспирология на уровне бульварных сериальчиков прошлого десятилетия, зато мы делаем Карателя социально-актуальным! Вообще он и так уже социально-актуальный в силу СОБСТВЕННОГО КОНЦЕПТА, но не будем придираться к творцам). Экшен здесь хороший. Фрэнк уверенно идёт по прямой расстреливая всех вокруг себя, будто герой боевиков 80-х. Злодей проявляет себя не хуже – машет рукой с пистолетом во все стороны и всех убивает с одного выстрела, не глядя. Один раз даже пафосно уходит со взрывом за спиной.

В такие моменты ощущение серьёзности окончательно покидает сериал, оставляя лишь непонимание и недоумение. Вроде бы пытаются поднимать взрослые и реалистичные темы, так почему Фрэнк – хороший, но не слишком уж великолепный солдат – вдруг превращается в Арнольда Шварценеггера из Коммандо и зачищает целые полчища специализированных агентов главгада. То, что он этим же занимается и во флэшбэках, нефига не объясняет, а только усугубляет. Если бы он действительно был настолько сильным и выдающимся солдатом, то его правительство держало бы его на расстоянии вытянутой руки (возможно, взяло бы его семью в заложники, и шантажом заставило бы Фрэнка работать на них) и уж точно не стало бы «списывать его в утиль».  Странно, к слову, что во втором сезоне ДД нам никто не рассказал, что Кастлу вкололи сыворотку суперсолдата, ибо там он сражался «по-живому», а самые значимые и массивные свои киллстрики строил на элементе внезапности, что выглядело в разы адекватнее.

Сложив всё это, мне сложно назвать этого Карателя тем же самым персонажем. Он вроде и похож, но имеет ряд на первый взгляд не особо выдающихся, но всё же значимых различий.


Самый бессмысленный и филлерный сюжет связан с одним из самых скучных расследований ever

Удивляет меня здесь, опять же, не отход от комиксных канонов или чего-то подобного, а отход от уже прекрасно сделанного образа, которого ребята с Нетфликса родили буквально «в соседнем подъезде». Зачем было столь резко менять настрой вообще всего, если фанаты просто хотели того же, но чуть побольше? И ведь не сказать, что тема Карателя была полностью и всецело избита в ДД2. Н смотря на ощущение, его там было не так уж и много. Он витал над сериалом весь сезон - да, но за исключением первых трёх серий и финала, он сидел на жопе в четырёх стенах. Только, в отличии от своего сериала, там Каратель сидел на жопе интересно, развивался как персонаж и попросту крал каждую секунду своего экранного времени.

Так есть ли в новом сериале про Панишера что-то хорошее? Да, есть. Сюжет с психически-больным мальчиком вышел хоть и скомканным, но в целом неплохим и если бы его сделали главным злодеем сериала и развернули всё вокруг его с Фрэнком отношений и противостояния, то из всей этой каши могло получится что-то достойное и эмоциональное (а также более подходящее для выбранной сериалом темы).

А так… последние серии три более-менее близки к тому что можно назвать сериалом про Панишера, в основном из-за того, что фокус снова возвращается на Фрэнка, но невероятно тупой финал (пожалуй, самый тупой из всех сериалов Марвел-Нетфликса на данный момент) убивает даже этот коротенький всплеск надежды. После столь эпического слива в конце у меня попросту не было слов.


Молодой ветеран с послевоенным синдромом - самый лучший и перспективный второстепенный персонаж сериала


Итоги: Не такого возвращения Карателя мы ждали. Многим банально не понравился сериал из-за выбранного направления, но в его защиту – реализация идей в нём страдает намного сильнее и при таком подходе вряд ли бы даже канонический Каратель у этих людей вышел бы сильно лучше. Будем надеется, что будут сделаны все необходимые выводы, и в следующий раз сценарий дадут писать кому-то кроме фанатов Джейсона Борна. Если сериал не изменит направление, то пусть хотя бы найдёт вдохновение и смысл в собственном существовании.

И пожалуйста, не сломайте Джессику Джонс. Очень вас прошу.

Оценка: «Халтура»


Делитесь мнением в комментариях!


Похожие материалы