Рецензия на аниме «Kujira no Kora wa Sajō ni Utau»
23:45
Рецензия на аниме «Kujira no Kora wa Sajō ni Utau»
Категория: Рецензии Автор: ГилИкс 25.01.2018 Просмотры: 68

Далеко не всегда сериал можно хорошенько разглядеть с первой серии. Чаще требуется вгрызться зубами поосновательнее и хорошенько распробовать. Аниме в данном вопросе не является исключением. Проскакивая сквозь сезонный поток, вы либо находите тайтл, который или оправдывает ожидания, или (и это бывает гораздо чаще) сдувается как воздушный шарик, оставляя во рту привкус средней паршивости. Тем интереснее мне находить сериалы подобные «В песках поющие китята» (далее – «Дети Китов» и «Киты»), которые нельзя однозначно определить в ту или иную категорию, что само по себе уже делает наш сегодняшний объект рецензии одним из самых интересных аниме года. Подобно самому сериалу, далеко не всё так просто как кажется на первый взгляд.

Открыв разнообразные отзывы и мнения по сериалу, вы увидите довольно любопытную ситуацию. Довольно ровное разделение людей на два лагеря – часть народа кричит о том, что «Киты» - шедевр и 10/10, вторая же группа намного более сдержана, варьируясь в оценках от «нормально» до «откровенно плохо».

И в отличие от других последних шедевров, в данном случае разделение на мой взгляд вполне обосновано и многое говорит о сущности сериала.

Но давайте не будет ходить вокруг да около и посмотрим – что же такое «Дети Китов»?


Герои на любой вкус и цвет

История рассказывает о довольно специфическом «фэнтезийно-подобным» миром (нет, это не исекай), в котором среди песчаного моря плавает одинокий остров «Глиняный Кит» на котором проживает простой (за исключением пары особенностей) народ, уже почти столетие существующий отдельно от остального мира. Короче говоря, на острове никто слыхом не слыхивал что там на большой земле и всем в целом пофиг. Главный герой – юный летописец острова Сакуро, жизнь которого кардинально меняется, когда остров достигает руин, где обнаруживается странноватая девчонка…

В сериале с порога чувствуется налёт старой школы. Не рискну утверждать, что здесь прямо-таки прямые отсылки, но ряд интересных аллюзий всё же бросается в глаза. «Киты» выглядят как сериал Ёсиюки Томино из 80-х, которому дали хорошенький апдейт, добавили режиссуры, эмоциональности, музыки, уникального визуального стиля. Однако собственный календарь, пост-апокалиптический сеттинг, социальная критика, космический аутизм (в данном случае правда «песчаный») – всё есть, всё на месте.


Ликас. В штанах. Всё по хардкору. Никаких сюсюканий.

И подобно Томиновским сериалам, «Дети Китов» подчас выглядят… странно. Первая серия подобно зыбучим пескам поглощает тебя в интереснейший мир с потрясающей музыкой и великолепным арт-дизайном. История начинается неторопливо, но уже со старта обкатывает зрителя невероятным шармом и очарованием. Ты продолжаешь просмотр, желая основательно насладиться всей этой красотой и… сериал почти моментально делает Уробучи-твист и превращает чуть ли не половину последующих серий в «Особенности национальных похорон». Столь резкий переход от Миядзаки-подобного созерцательного аниме к выживастику вызвал у массы людей откровенное непонимание. И мне сложно их винить. Построить 12 серий на ежесерийных слёзных смертях невероятно сложно.

Но знаете что – у сериала это получается. Почти. Отчасти.


Зета Гандам звонил. Просил отдать ему его финал обратно.

Во-первых, следует отметить, что если в чём-то Киты и приближаются к званию «шедевр», то это мир. Да, огромную роль играет восхитительная музыка с упоительными нотками ближнего востока (великолепно вписываясь в сеттинг), но одной музыки как правило недостаточно чтобы спасти безнадёжно посредственную историю (см. каждое аниме с саундтреком от Хираюки Савано). Да, уникальный визуальный стиль придаёт всему самобытный и выделяющийся облик. Да, куча деталей в местной мифологии делает его интересным хотя бы в теории.

Всё это конечно важно, но я не думаю, что без должного сценарного подхода, всё это что-то бы реально значило. Настоящее «чудо» этого аниме заключается в создании преинтереснейшей «экосистемы» своих персонажей. Каким-то образом Киты умудряются буквально вдохнуть жизнь в идею «общины на острове» не просто как интересного места, но и как действительно существующей группы людей. Масса персонажей, имена половины из которых вы даже не запомните, чем-то занимаются, играют, влюбляются, работают, сражаются, умирают и ощущаются как часть единого целого (как полагаю и задумывалось).

Проще говоря – вам на них не пофиг. То есть даже если вам пофиг на них как на отдельно взятых героев, вам не пофиг на них как персонажей этого конкретного аниме.

…надеюсь я правильно донёс посыл.

Лишь единицы аниме-сериалов (тем более 12-серийных) на моей памяти смогли достичь подобного эффекта. При этом я не могу сказать, что Киты избежали кучи драматических клише (в том числе и заезженных донельзя) или предсказуемости. Почти каждого мёртвого персонажа раскрывают «в перспективе» через флэшбэки (и то такой привилегии удостаиваются далеко не все), довольно странный фокус сериала на «всех и сразу» превращает центральную сюжетную линию в набор второстепенных поменьше, где теряется и без того не шибко выдающийся главный герой (вообще ГГ тут скорее один из самых неинтересных персонажей), куча смертей вроде бы предсказуема, но… почти ничего из этого реально не мешает сериалу. Он как живой организм – самодостаточен и способен переваривать даже самые плохие клише во что-то интересное.


Кусок текстуры на голове - не баг, а фича

Возможно дело всё-таки и в саундтреке, который возносит эмоциональные моменты просто-таки до космических высот и погружает в повествование так, что на большую часть очевидных вроде бы решений сюжета вы тупо не обратите внимание. Но я вот ловил себя на мыслях что мне нравятся и маленькие детали – герои ощущаются «свободными». По острову легко перемещаться, герои постоянно влетают в окна и вылетают из них же. Кажется, лишь в паре километров начинается бесконечно красивая песчаная пустыня, за которой прячется ещё более бесконечный мир. И как только темой сериала становится идея покинуть знакомые места и отправиться в неведомые дали, сложно не проникнуться этим духом энтузиазма, потому что ты ждал глубокого погружения в этот мир с самой первой серии. Жаль правда, что аниме почти сразу после этого резко обрывается, оставляя ощущение довольно странного «пролога» к настоящей истории.


Оуни. Характер - скверный. Не женат.

Во-вторых, есть момент, который довольно сильно отличает Китов от кучи Уробучи-подобных попыток сделать трагическое аниме на шокирующих смертях. Мифология сериала. И здесь всё в лучших традициях Томино (ну или если вам хочется попридираться – Геттер Робо). Фанаты Гандамов могут сколько угодно шутить про «песчаный аутизм», но сам факт идеи о «единении с песком», эмоциональные прощания с духами/проекциями персонажей, а также основательные (пожалуй, даже чересчур) похороны в каждой второй серии сильно помогают идее, что обитатели острова не дохнут ради ШОК-КОНТЕНТА, а так сказать «участвуют в цикле жизни и смерти» и «возвращаются туда откуда пришли». Сильно углубляться в весь этот экзистенциализм я не буду, потому что мифологию сериала и без того довольно сложно воспринимать, а я рискую наворотить десяток безумных идей и предположений, которые, наверное, «в перспективе» выглядеть ещё хуже чем потенциальный слэш-гей фанфикшен между Оуни и Ниби. Впрочем, второй сезон не спешат анонсировать. Надеюсь, что это временное упущение.

Как можно заметить, про персонажей я почти не сказал, потому что говорить особо и нечего. Главный герой скучен и почти ничего не делает, всё время бегая за своей юной вайфу, которая и то важнее для сюжета. Впрочем, он и сам не отрицает что занимается исключительно наблюдениями и хрониками происходящего вокруг (что выражается в самом сериале в привычном закадровом тексте). По крайней мере это честно и сериал не пытается натянуть его на центр всеобщего внимания.

Настоящим главным героем следовало бы сделать Оуни. Начиная с роли типичного райвала для главного героя, он единственный из всего каста действительно меняется и развивается по ходу сериала, в итоге оказываясь по-настоящему ключевой фигурой для сюжета. Злодеи тут… странные. Я, наверное, буду в том лагере, которым они понравились, но с ними связан и свой ряд проблем.


Я милого узнаю по причёске!

Остальные действующие лица довольно ровные. Все приятные, никто не раздражает, каждому дают пару хороших моментов, но особо никто не запоминается (кроме разве что милашки Гиншу, которой ПРЕСТУПНО мало). Персонажи — это определённо самая слабая сторона сериала, которую в силу возможностей компенсирует сюжет. С сюжетом тут вообще тоже довольно неоднозначно. С одной стороны, концентрация истории на квадратную минуту повествования обычно крайне высокая и откровенно филлерных моментов вы тут не найдёте. С другой развивается всё так неровно, что иногда возникает самый настоящий диссонанс. Сериал то прыгает из серьёзной драмы в комедию (иногда и в яой-комедию, на случай если вы думали, что тег “сёдзе” на вики просто так висит), то пытается быть сёненом, то вообще чёрт пойми чем. Добавьте сюда ту самую сложную и богатую мифологию и потеряться на песчаных просторах Китов, элементарно упустив нить повествования – проще простого. Финальная пара серий почти целиком отводится на то чтобы наконец вменяемо объяснить в чём цель и смысл аниме, кто где есть и чего хочет. С общей картиной всё в целом становится понятно. Вырисовывается общая нить повествования, мы понимаем кто хорошие, кто плохие, уясняем правила мира – вместе с персонажами, которые десяток серий до этого в ужасе и непонимании шарахались от сюжета. Однако вопросы остаются и далеко не всё очевидно – особенно в вопросах мифологии. Сложно всё, одним словом.


Гиншу-нэсама - настоящая нэсама!

Итоги: Не могу я всё-таки обвинять людей в двойственном отношении к Китам. Это далеко не идеальное аниме. Однако знаете – если уж суждено нам терпеть передоз заезжанных клише, странных и неровных сюжетных линий, проблемных персонажей и прочих радостей современного аниме, пусть лучше они будут выглядеть вот так. Не работать на собственную лень и желание наработать дешёвый и пустой хайп, а удивлять зрителя, подвести к интересной и эмоциональной сцене, попросту сделать что-то красивое и приятное, вдохновить кого-то.

Прикоснувшись к аниме несколько месяцев назад, я был настроен на MVP этого года. Отчасти мои ожидания оправдались, отчасти нет. Полагаю, здесь всё зависит от ваших личных вкусов. Если вы, как и я, хотите от этих дурацких мультиков ХОТЯ БЫ интересный мир и чувство приключения, то как минимум одного просмотра это аниме определённо заслуживает. Однако не говорите потом что я вас не предупреждал.

Киты – невероятно яркое и самобытное аниме с высокой художественной ценностью, которую лично для меня не может согнуть даже далеко не самый первоклассный сценарий. Великолепный визуал, проникающая музыка и мир к которому хочется возвращаться – всё это делает в моих глазах Китов по-настоящему выдающимся аниме. Это не шедевр. Это не лучшее аниме года. Но это что-то очень и очень близкое…

Делитесь вашим мнением в комментариях!


Похожие материалы