Стар Трек: Ретроспектива
21:51
Стар Трек: Ретроспектива
Категория: История серии Автор: ГилИкс 12.10.2017 Просмотры: 21

Спустя 12 лет «Стар Трек» снова на малых экранах в формате модного и молодёжного сериала про наше светлое будущее.

Так что есть хороший повод вспомнить, что из себя вообще представляла серия на протяжении более чем пятидесяти лет своего существования.


Футурист за работой

Стар Трек был рождён в 60-е годы прошлого века из-под крыла американского продюсера и сценариста Джина Родденбери. Рождался сериал в муках из-за целого ряда проблем (концепция Стар Трека тогда не казалась каналу CBS (на котором и планировалось показывать сериал) чем-то выдающимся или особенным). Однако Родденбери оказался настойчивым и в 1964 году добился съёмок пилотной серии. Показанный боссам пилот произвёл на них впечатление своей задумкой, но сам сериал было решено несколько обновить, чтобы повысить его качество и интересность. Так был рождён оригинальный сериал «Star Trek: The Original Series» 1966 года, он же TOS, он же классический Стар Трек, он же просто Стар Трек.

Примечательно что от пилота к полноценному сериалу перешёл ровно один актёр – Леонард Нимой, игравший инопланетянина с планеты Вулкан (которых именуют «вулканцы») по имени Спок, который стал лицом франшизы и, пожалуй, самым культовым её персонажем.


Тот самый Спок собственной персоной

Оригинальный сериал был одним из первых телевизионных представителей космической фантастики подобного масштаба. Но по-настоящему выделяла сериал не его (не особо дорогая) внешность, а скорее его содержание. В эпоху литературных антиутопий, в самый разгар холодной войны, когда само будущее человеческой цивилизации ставилось под сомнение, Стар Трек уверенно поднимал голову и говорил, что к середине 23 века человечество преодолеет все проблемы и разногласия, объединится с соседями-инопланетянами в Галактическую Федерацию и отправится изучать неизведанные просторы космоса.

Сюжет оригинального сериала рассказывал о научно-исследовательской миссии корабля «Энтерпрайз» под руководством капитана Джеймса Тиберия Кирка, целью которой было исследование неизведанных планет и миров, поиск новых цивилизаций, с периодическими вкраплениями разнообразных дипломатических миссий и другой мелочёвки, вроде путешествий во времени и пространстве. Команда корабля была по-настоящему многокультурной. На борту корабля нашлось место и для русского, и для чернокожей женщины, и для азиата – в эпоху, когда подобные персонажи были исключительно на ролях злодеев (или в случае чернокожих – прислуги). Показывая единство человечества, сериал стал не только иконой футуристического оптимизма, но и вполне реальным прорывом в представлении образов разных народов на американском телевидении.


Экипаж самого первого Энтерпрайза на голубых экранах

Вдохновлён оригинальный сериал был доминировавшим пару десятилетий до него Золотым Веком научной фантастики. Упор был на приключения, встречу с неизведанными и непостижимыми цивилизациями, опасные ситуации, из которых команде нужно было находить выход. Сериал затрагивал темы политики, религии, социума и массу других интересных предметов, представляя нам перспективу на эти проблемы со стороны утопического общества, где со всеми трудностями справились, а из всех ошибок были извлечены уроки. Космические приключения у Стар Трека сложились так ладно, что масса межпланетных последователей вдохновлялась именно им, пытаясь создать захватывающие истории с нюансами и посылом.

К сожалению, к третьему сезону сериал явно стал выдыхаться. Появилось гораздо больше глупых и откровенно банальных серий, сценарий стал сильно проседать и привычной социальной остроты сериала стало сильно не хватать. В конечном итоге, третий сезон стал последним.

На этом история Стар Трека должна была бы и закончится – рейтинги показывали, что зрители более не заинтересованы в нём. Однако произошло неожиданное – сериал спасли фанаты. «Спасли» на самом деле можно назвать преуменьшением, ведь поклонники буквально вдохнули в сериал новую жизнь, по-настоящему превратив его во франшизу. Создавались фан-клубы, обменивались сувениры и предметы, связанные с сериалом.


Самая первая официальная "cходка" Трекки была по-настоящему удивительным событием для своего времени

Всего через два года после закрытия сериала состоялась первая конвенция фанатов, которых стали называть «Трекки» (или «Треккеры»). Организаторами ожидалось пара сотен человек. Пришло десять тысяч. На протяжении всех семидесятых популярность Стар Трека только росла – появился довольно непримечательный и дешёвый анимационный сериал «Star Trek: The Animated Series», ставший некоторой заменой четвёртого сезона, который так просили фанаты.

После выхода «Звёздных Войн» в 1977 году, начались серьёзные разговоры о полнометражном фильме по мотивам Стар Трека, и уже в 1979 году вышел «Star Trek: The Motion Picture». И хоть особого успеха фильм у фанатов не получил, он тем не менее ознаменовал начало эры полнометражных фильмов, продолжавших линию оригинального сериала (с оригинальными актёрами). Каждые 2-3 года на протяжении следующих десяти лет на больших экранах обязательно появлялся фильм по Стар Треку, пока наконец в 1991 году фильм «Star Trek VI: The Undiscovered Country» не завершил приключения Капитана Кирка, став последней главой «классической саги» франшизы. Отношения к разным фильмам разнятся от фаната к фанату (существует довольно популярное мнение, что чётные фильмы по Стар Трек (2-4-6) – хорошие, тогда как нечётные (1-3-5) – плохие). Однако есть среди них один фильм, по-настоящему важный как для франшизы, так и для фанатов. Это конечно же «Star Trek II: The Wrath of Khan». «Месть Кана» была сиквелом к одной из серий оригинального сериала, являлась тесно связанной с лором сериала картиной и сталкивала экипаж Энтерпрайза с, пожалуй, самым опасным своим противником – титульным сверхчеловеком Каном. Фильм затрагивал темы мести, самопожертвования, дружбы, братства, долга и любви, оказавшись одним из самых ярких и эмоциональных представителей франшизы, а также самым лучшим фильмом по Стар Треку, по мнению большинства поклонников сериала.


Рикардо Монтальбан великолепно воплотил на экране образ Кана Нуньена Сингха - одного из лучших злодеев Стар Трека

Пока на больших экранах выходили фильмы, компания Paramount Pictures, которой теперь принадлежали (и принадлежат до сих пор) права на Стар Трек ,планировала выпуск нового сериала, способного привлечь свежую аудиторию. К созданию был привлечён и сам Джин Родденбери, получивший креативный контроль над проектом. Так в 1987 году появился сериал «Star Trek: The Next Generation», он же TNG, он «Следующее Поколение», он же «Тот Стар Трек с фейспалмом и Капитаном-Очевидностью».

Как это наглядно показывает, Следующее Поколение не только имело такой же успех, как и оригинал, но и, пожалуй, превзошло его, буквально создав «Ренессанс» Стар Трека в 90-х.

Сюжет нового сериала происходил спустя 70 лет после последнего фильма «классической эры» (который в свою очередь происходил через 20 лет после конца оригинального сериала), т.е. в 24 столетии. Нас снова ждал космический корабль «Энтерпрайз» на сей раз под руководством французского капитана Жана Люка Пикарда (в исполнении самого сэра Патрика Стюарта). Упор сериала был в целом на то же самое – исследования и приключения с приправкой политики. Однако отличий от оригинала тоже хватало. Во-первых, это конечно же был новый каст персонажей, который в этот раз постарались сделать более живым, ярким, проработанным и интересным.


Команда Энтерпрайза Следующего Поколения

Во-вторых, моральные и социальные проблемы, с которыми сталкивались герои, были глубже и сложнее. У сериала был ряд проблем с первыми сезонами в плане сюжета и посылов (много фанатов критиковало сериал за излишнее – даже по сравнению с оригинальным сериалом – морализаторство, больше похожее на нравоучения, чем на реальные вопросы и проблемы), но к 3-4 сезонам, параллельно снижению роли Джина Родденбери (здоровье которого стремительно ухудшалось) ситуация улучшилась и эпизоды стали по-настоящему интересными. «Следующее Поколение» усложняло и расширяло мир Стар Трека, позволяя взглянуть на знакомую вселенную под новым углом.

Следующее поколение продержалось в эфире семь сезонов, ярко завершившись в 1994 году. Стар Трек к этому времени разошёлся и остановить его было уже нельзя. Параллельно с предпоследним сезоном Следующего Поколения, стартовал новый сериал «Star Trek: Deep Space 9», он же «Глубокий Космос 9», он же «DS9».


Станция "Deep Space Nine" и её команда

DS9 был построен на прочной основе Следующего Поколения, но был по-настоящему свежей и уникальной главой в истории Трека. Сериал рассказывал не о приключениях одного корабля, а о целой станции, которая волею судьбы оказывается вовлечена во все самые сочные и важные события галактики (происходившие по большей части сразу после конца TNG, подчас «подбирая» и продолжая многие сюжетные линии оттуда). Без лишних предисловий: DS9 был попросту великолепен. Персонажи были ярче и интереснее, чем когда-либо, концепт сериала позволял экспериментировать с жанром и тоном отдельных серий, позволяя рассказывать буквально любые истории. Сюжет сериала менял вселенную вокруг и менялся вместе с ней. Наконец, DS9 первым ушёл в серьёзную деконструкцию классических тем и идей Стар Трека, задавая вопросы и показывая подчас далеко неоднозначную поднаготную утопического будущего людей. Сериал был попросту захватывающим. Семь великолепных сезонов одного из лучших представителей космической научной фантастики. Многими фанатами DS9 до сих пор считается лучшим сериалом Стар Трека из когда-либо созданных. Однако часть фанбазы относится к «инновациям» сериала попрохладнее, обвиняя DS9 в том, что тот «предал идеалистические идеи Стар Трека».

DS9, однако был не единственным «наследником» Следующего Поколения. Вскоре после конца TNG (параллельно с третьим сезоном DS9), был запущен ещё один сериал под названием «Star Trek: Voyager» (он же «Вояджер»), происходящий в тоже время, что и два его предшественника. Таким образом конец TNG плавно перетекал в DS9, который в свою очередь перетекал в Вояджер, также получивший семь сезонов. Все три сериала суммарно охватывали 14 беспрерывных лет в истории галактики.


Команда Вояджера

Вояджер рассказывал об экипаже корабля «Вояджер», который во время сражения с кораблём дезертиров Звёздного Флота Федерации сталкивается с космической аномалией и оказывается отброшен в другую часть галактики на 70 000 световых лет от Земли. Вместе с ним там оказывается и вражеский корабль. Повреждения обоих судов оказываются слишком серьёзными, так что обе команды принимают решение объединить ресурсы, отправившись в долгий путь к Земле на борту Вояджера.

Вояджер стал настоящим духовным наследником «Следующего Поколения», будучи близким к нему по форме и содержанию, что, однако подчас сильно вредило самой задумке сериала. Вместо тяжелого путешествие в неизведанных просторах космоса в десятилетиях пути от ближайших баз Федерации, сериал сосредоточился на моральных вопросах и дилеммах, подчас дико и абсурдно выглядящих в рамках истории. Отношение к Вояджеру среди фанатов крайне неоднозначное до сих пор – во многом из-за довольно слабого сценария сериала. Как и говорилось, в эфире Вояджер выдержал семь сезонов, но к концу его рейтинги были очень далеки от желаемых продюсерами (впрочем, проблемы сериала с выбранным каналом для трансляции тоже "помогли").

Сериал завершил трилогию TNG-DS9-Вояджер связанную одним временным промежутком, сюжетными линиями и персонажами, но не стал концом «Ренессанса» франшизы. Пока на финальных этапах Вояджера к выходу готовился новый, крайне необычный сериал, обратим внимание на выходившие параллельно сериалам фильмы.


Встреча двух капитанов Энтерпрайза из «Star Trek: Generations»

После конца седьмого и финального сезона «Следующего Поколения» приключения Энтерпрайза 24 века не закончились. В Paramount Pictures решили продолжать выпускать новые фильмы с новой командой. После фильма «Star Trek: Generations», где Капитан Кирк передал Капитану Пикарду эстафету кино-приключений, вышло ещё три фильма происходящие параллельно событиям DS9 и Вояджера. Из всех четырёх фильмов TNG, действительно запоминающимся оказался лишь фильм «Star Trek: First Contact» переносящий героев в эпоху встречи землян с первой инопланетной расой – Вулканцами, за 200 лет до событий самого первого сериала (т.е. в 21 век, который по версии Стар Трека был самым сложным и кровавым периодом для Земли). Фильм был связан с самыми опасными врагами команды Следующего Поколения – расой полумашин «Боргов», которые, освоив путешествия во времени, решили предотвратить рождение Федерации и уничтожить человечество до их выхода в космос. Кино получилось ярким, захватывающим и эпическим.

«Первый Контакт» также оказался связан и с новым и на тот момент последним сериалом Стар Трека под названием «Star Trek: Enterprise». Он же просто «Энтерпрайз». Начавшись почти сразу после конца Вояджера, в 2001 году, Энтерпрайз резко менял всё – настрой, визуальный стиль и даже временной промежуток. Начинаясь с финальной сцены Первого Контакта людей и вулканцев, сериал переносил нас на сто лет вперёд в середину 22 века (т.е. за сто лет до событий оригинального сериала), когда люди под чутким руководством своих новых друзей только-только начинали осваивать космос. Свежесобранный Энтерпрайз становится первым космическим кораблём землян под руководством первого капитана с планеты  – Капитана Арчера, целью которого было всё те же исследование космоса и налаживание контактов с другими расами.


Капитан Арчер и команда первого космического корабля землян

Энтерпрайз также оказался не самым однозначным сериалом. Он радикально отличался как от оригинального сериала, так и от «эпохи TNG», но проблема лежала даже не в этом, а во всё тех же проблемах со сценарием (где хватало проблем даже без попыток ввести в сериал абсолютно ненужное для него количество таймтравелла). К счастью, в отличие от Вояджера, Энтерпрайз всё же решился провести работу над ошибками и сделать резкий ребрединг самого себя. В отличие от двух первых сезонов, где по большей части не было сквозных историй, третий сезон представлял собой одну большую и масштабную сюжетную арку. «Оверхаул» оказался невероятно эффективным и помог сериалу найти «свою» нишу, достойно выделяя его на фоне предшественников. В четвёртом сезоне, сериал глубже ушёл в лор Трека, отдавая ему дань и одновременно развивая знакомый мир, подчас приятно радуя фанатов как оригинального сериала так и TNG приятным и правильным фансервисом. К сожалению, четвёртый сезон стал последним, и сериал так и не завершил свой план на 7-10 сезонов, который бы (по задумке создателей) ушёл бы в детали рождения Федерации.

Энтерпрайз, подобно Вояджеру, имеет довольно противоречивые отзывы среди фанатов. Моё личное мнение – Энтерпрайз лучше, особенно в 3-4 сезонах, однако проблемы обоих сериалов серьёзны и многочисленны, так что довольно спорное отношение со стороны фанатов в принципе понять можно. Особенно учитывая, что после конца Энтерпрайза продолжения не последовало. Уставшая от неровных представителей, франшиза погрузилась в сон.

Планировалось сделать фильм, происходящий после конца Энтепрайза, но до начала оригинального сериала, который бы связал временные промежутки, но в конечном итоге было принято решение делать полноценный ребут.


Оригинальный Стар Трек, но модный и молодёжный

К проекту был привлечён амбициозный Джей Джей Абрамс, ставший одновременно и продюсером, и режиссёром картины. Фильм под незамысловатым названием «Star Trek» вышел в 2009 году. Кино переносило нас прямиком в события оригинального сериала (если точнее – чуть пораньше), где из-за череды путешествий во времени и преждевременной смерти отца Кирка, сформировалась параллельная временная линия (названная затем «таймлайн Кельвина»), представляющая нам новые образы знакомых персонажей. Фильм делал упор на отношения и конфликты молодой версии команды Энтерпрайза, показывая, как они встречаются и становятся той самой знаменитой группой исследователей, которую все любят и уважают. Кино имело успех среди новой аудитории, но у старых фанатов (в очередной раз) вызвало довольно неоднозначную реакцию. Основными претензиями были довольно «слабые» версии оригинальных персонажей, и превращение Стар Трека из остросоциальной франшизы про идеи и посылы в попкорновый голливудский блокбастер с картонным сюжетом и упором на экшен. Критики подвергся и новый визуальный стиль, слабо связанный со стилем оригинального сериала. Однако фильм привлёк в логово Трекки свежую кровь, оказался коммерчески успешным и породил отдельную «ребутную» вселенную, которая на сегодняшний день насчитывает три фильма.

Второй картиной стал «Star Trek: Into Darkness» 2013 года, получивший у нас название «Стар Трек: Возмездие». Происходил он всё в том же временном отрезке, занимались им всё те же люди, но полноценного успеха предшественника сиквел повторить не смог. Являясь вольной интерпретацией/ремейком ставшей уже легендарной среди фанатов «Мести Кана», фильм слишком сильно напирал на фансервис и отсылки, подчас превращавшиеся едва ли не в покадровое копирование. Откровенные глупости в сценарии и отсутствие вменяемого развития персонажа не помогало. Вкупе всё это несколько поубавило пыл ребут-оптимистов, но не уничтожило фильм. Он собрал отличные деньги, став самым кассовым фильмом по Стар Треку в истории. Тем не менее подход к следующему фильму было решено несколько поменять. «Star Trek Beyond» (он же «Стар Трек: Бесконечность») 2016 года оказался фильмом более близким к духу оригинального сериала, хоть и имел ряд своих проблем. Особого ажиотажа он, однако не вызвал и собрал несколько меньше предшественника.


Новая униформа из Бейонда подозрительно похоже на одёжку из Энтерпрайза.
Видимо спустя 100 лет классика снова в моде.

Наконец, наступает 2017 год.

Ведётся разработка четвёртой части ребутной вселенной. Во всю идёт новый сериал «Стар Трек: Дискавери», происходящий в оригинальной вселенной за 10 лет до событий самого первого сериала. Новичок оказался довольно спорным, но, если Стар Трек и научил нас чему-то, так это смотреть в будущее (в том числе и сериала) с оптимизмом.

Стар Трек шагает по миру уже больше пятидесяти лет и не думает останавливаться. Это масштабная и по-настоящему значимая франшиза, актуальность тем которой никогда не угасает. Какой же фронтир ждёт нас дальше? Увидим сами. А пока что, для фанатов, это несколько замечательных сериалов и фильмов, с которыми однозначно стоит познакомится. Если вы по какой-то причине ещё не познакомились с этой замечательной серией, то вперёд. Жду вас там...



Похожие материалы