Доктор Кто: Биг Финиш (часть 1)
22:12
Доктор Кто: Биг Финиш (часть 1)
Категория: Аудиокниги и Радиопостановки, Обзоры Автор: ГилИкс 24.11.2018 Просмотры: 26

Big Finish Productions (или просто Биг Финиш) за последние 20 лет нарастили себе репутацию создателей первоклассного аудио-контента и передовых творцов качественного контента на поприще Доктора Кто и ряда других шоу до такой степени, что даже многие хардкорные фанаты классики сериала, заклеймившие новый сериал, признают превосходство того что делает Биг Финиш.

Мне лично эта компания интересна (столь не часто появляющимся) положительным примером принципа «фанаты для фанатов», где люди, буквально выросшие с сериалом, способны взять концепты и идеи сериала и вывести их на новый уровень, не будучи стеснёнными рамками детского/семейного телевизионного формата.

Были у БФ и свои взлёты и свои падения, и компания прошла долгий путь от, как выразился Сильвестер Маккой, «записи в чьей-то ванной» до своих полноценных конвентов и звания второго по величине производителя аудиодрам во всей Великобритании.

Давайте же попробуем рассмотреть, что выпускал Биг Финиш, а также разобраться что у них получилось и насколько.
Эта статья подразумевает что вы знакомы с базовой историей сериала, знаете сколько было Докторов и кто их играл, что такое "классика" и "нюскул" сериала. Эти знания необходимы, поскольку Биг Финиш предоставляет контент для преимущественно прошаренных поклонников сериала, которые получили от обоих итераций сериала всё что можно и хотят ещё. Так что перед прочтением статьи рекомендую ознакомиться с необходимой информацией, дабы не теряться в терминах и именах.
Также напоминаю, что все нижеизложенные мнения - мои собственные, и вы вполне можете не соглашаться с ними.

Итак, на дворе 1999 год.

Гарри Рассел, Ник Бриггс и Билл Баггс уже практически все 1990-е занимались полу-легальной и совсем нелегальной продукцией по Доктору (ведь сериал, напоминаю, был закрыт в 1989 году и никому кроме фанатов до него не было дела), пока не случился фильм с Полом МакГанном и ВВС не пришла, чтобы дать всем кустарям пипетки. Лицензию забрали даже у популярных в то время Virgin Books, писавших дарковый фанфикшен по Седьмому Доктору. Вирджины обиделись и принялись писать свои истории про придуманного ими компаньона 7-ого Доктора, Бернис Саммерфилд.


Бернис, какой она была в комиксах

Троица во главе с Гарри Расселом сообразила, что у них есть шанс спасти аниме и Доктора заодно, решив доказать BBC что в их руках франшиза может ещё о-го-го! Для тест-рана и были выбранные новеллы про Бернис что вылилось в…

Бернис Саммерфилд: 1 сезон

Отличительной чертой первого сезона приключений Бернис было то что все шесть историй здесь были целиком и полностью адаптацией её приключений из Virgin Books, «драматизированных» (более яркая форма слова «подправленных») для аудио-формата Жаклин Райнер. Далее БФ предпочитал выпускать свои собственные аудио-приключения про персонажа, хорошо это или плохо – каждый может судить сам.

Oh No It Isn't! (О нет, это не так!) – самое первое что БФ вообще выпустил и по интересному «совпадению» самая первая «независимая» новелла про Бенни (т.е. совсем без Доктора). Если вы незнакомые с Бернис совсем (как собственно и я), то начинать можете смело отсюда. Откровенно скажу, что не знал с какими ожиданиями погружаться в мир профессора Саммерфилд. Да, в определённых кругах это довольно популярный персонаж, созданный автором новеллы Human Nature, которую РТД потом адаптировал в те самые эпизоды третьего сезона нюскула. Кратко для справки: Бенни – эксцентричный археолог женского пола, путешествовавший с 7-м и 8-м Докторами, бой-баба и просто женщина с яйцами, которую так сказать уже хорошо потрепало. Но способен ли персонаж вне контекста не просто заинтересовать, но и быть интересным протагонистом? …д-да?

Особо едкие фанаты уже отметили как подозрительно похожа на неё Ривер Сонг, но первая история Бенни сняла все мои вопросы, сомнения и всё такое, будучи более интересной чем почти любой из эпизодов с Ривер.


Без комментариев

По сюжету путешествующая в космическом корабле Бенни вместе с несколькими знакомыми попадает в странное космическое явление, которое перемещает всю команду в странный мир, основанный на классических фольклорных сказках.

Если Бенни нужна была история, которая впечатляет и располагает, то Oh No It Isn't! подходит идеально. Это сюрреалистичная и полная токсичного сарказама пантомима переносит героиню в псевдо-сказочный мир и от всей души высмеивает типичные жанровые клише, попутно хорошо демонстрирую нам и саму Бенни (отыгранную здесь и до скончания веков Лизой Боуэрман) и чего вообще стоит ожидать от подобных историй. Сразу бросается в глаза что здесь БФ не скован рамками совсем и может себе позволить спокойно говорить, например, о сексе и ругани (чего даже в аудио-приключениях Доктора всё-таки стараются избегать). Возможно это не самый оригинальный или свежий подход к пародиям на сказочные темы, но с правильной подачей и запоминающимися персонажами (во главе со сказочной во всех смыслах версией кота в озвучке Николаса Кортни, который Бригадир Летбридж-Стюарт собственной персоной), слушается всё на одном дыхании и с не сходящей улыбкой на лице.

Если я и могу отметить что-то негативное, так это планка, которую эта история задаёт. Подходить с высокими ожиданиями даже к такой профильной конторе как Биг Финиш я бы всё-таки не рекомендовал, поскольку при таких производственных масштабах выдавать шедевр за шедевром физически невозможно.

Тем не менее, Beyond the Sun (За Солнцем), вторая история сезона тоже весьма неплоха. Здесь формат несколько меняется в сторону более привычных приключений и не так сильно отличается от того чем могла бы быть история про какого-нибудь Шестого Доктора. Мы чуть глубже знакомимся с личной жизнью Бернис, её бывшем мужем, Джейсоном Кейном, и их сложными отношениями. Примечательна эта история ещё и наличием Анник Виллс (Полли) и Софи Ольдред (Эйс) в новых ролях. Софи великолепна в роли злодея истории и ещё раз подтверждает свою репутацию одной из лучших актрис франшизы.


Это вам сейчас смешно, а попробуйте без бюджета делать обложки в 1999 году

В целом, это интересное приключение с парой неплохих вбросов на тему коллаборационизма и угнетения.

Следующие три истории: Walking to Babylon, Birthright и Just War (Дорога к Вавилону, Право Рождения и Просто Война) образуют так называемую «Трилогию Кольца Времени» номинально связывая три истории в единый сюжет. По факту же это предлог для того чтобы отправить Бенни вместе с её немужем путешествовать в прошлое, показывая в каждой истории разную временную эпоху.

Walking to Babylon и Birthright представляют любопытные, хоть и не особо запоминающиеся истории. Первое, как можно понять по названию, переносит Бенни в древний Вавилон, где её ждут приключения и Элизабет Слейден (Сара Джейн). Неплохой подход к злодеям + очевидная тема проблематики рабства. Хоть слушается и интересно, но чувство некой общей вялости не покидает.

С Birthright ситуация несколько лучше. Тут у нас несколько более удачный представительно псевдоисторической истории в Викторианской Англии с расой насекомых, планирующих захватить планету, работающих на них амбициозным честолюбцем и небольшой детективной составляющей. Ничего сверхнеобычного или неожиданного, кроме разве что внезапного Колина Бейкера, озвучивающего Александра Владимира Попова. «Саша» получился таким ярким, что узнать за акцентом Шестого Доктора в нём получается не сразу (ну или это я уже вконец оглох). Ещё одна примечательная деталь состоит в том, что в этот раз адаптации подвергалась не чистая история про Бенни, а что-то из её ранних путешествий с Седьмым Доктором и Эйс. Их, за неимением лицензии, слили в Джейсона, отдав ему весь их сюжет (не то чтобы его было сильно много).

В целом довольно симпатичная история, которая звезд с неба не хватает, но в своих рамках работает эффективно.


Колин Бейкер в православной роли советского профессора с плакатов

Закрывающая трилогию Just War является, пожалуй, самым любопытным её представителем. Нас переносят в оккупированную часть эпохи второй мировой, где Бернис предстоит на собственной шкуре испытать все ужасы нацизма. Здесь снова была адаптирована новелла 7-ого Доктора, так что Джейсону снова пришлось отдуваться за всех. Что, впрочем, наверное, пошло на пользу, поскольку наиболее сильным элементом истории получились именно персонажи. Невероятно атмосферная история, погружает в себя постепенно, и когда дело доходит до сцен Бенни в концлагере, по коже натурально начинают идти мурашки. Майкл Вейд и Марк Гатисс блистательно отыграли офицеров вермахта, которые вдвоём эффектнее и внушительнее всех прошлых монстров вместе взятых. Легко не заметить, но это чисто-историческая история – первая в репертуаре БФ. Никаких монстров или инопланетной техники – только Бенни, Джейсон и 1941 год таким каким он был (по мнению автора). История невероятно сильная и впечатление оставляет соответствующее. Свою репутацию мрачных и жёстких историй, Вирджины здесь оправдывают сполна. Из небольшого – первая в БФ роль Магги Стейблс, о которой чуть ниже.


Слушается это круче чем кажется по обложке

Заканчивается сезон историей Dragons' Wrath (Гнев Драконов), и, к сожалению, уходит сезон не на высокой ноте.

Может быть это лично моя проблема, но Dragons' Wrath произвёл на меня меньшее впечатление чем прошлые пять аудио-драм. Здесь львиная доля происходящего отдана на копание в археологических делах и попытках в стиле Скуби-Ду раскрыть кто же из ряда сомнительных личностей является злодеем, что по идее должно быть интересным (основная профессия Бенни и все дела), но… как-то нет. Возможно это эффект столь сильной прошлой истории, но копаться в том, кто нашёл какую статуэтку и почему (в приправку с вялой конспирологией) лично у меня интереса не вызывает. Не могу назвать историю ужасной или плохой, просто посредственной и невпечатляющей. Отмечу разве что Ричарда Франклина (Майк Йейтс в сериале).

Таким вот вышел первый сезон приключений Бернис Саммерфилд – крепким началом с парой выдающихся историй и неплохим набором остальных. Это не совсем Доктор Кто, но всё же знакомые корни (как минимум Доктора от БФ) увидеть можно. Oh No It Isn't! и Just War – мои персональные фавориты и горячие рекомендации. Остальное – по желанию.


В стиле плакатов из 50-х

Тем не менее, история Биг Финиша на этом не закончилась.

BBC послушала Oh No It Isn't! и пару последующих историй Бенни, как и полагается прониклась и выдала Гарри Расселу лицензию на аудио-контент по Доктору.

Так что давайте уже приступим к тому ради чего мы все здесь собрались, а именно…

Доктор Кто: Мейн Рендж (№ 001-019)

Получив лицензию, Гарри Рассел не стал терять времени и тут же стал звонить всем своим безработным кумирам, которые были актёрами в Докторе тыщу лет назад. С налёта получилось взять актёров Пятого, Шестого и Седьмого Докторов, а также Ниссы, Турлоу, Пери, Мэл, Эйс и Второй Романы. Ну и свежего Восьмого Доктора, само собой.

Форматом определили ежемесячные выпуски «Основной Линейки» (далее Мейн Рендж, потому что заткнитесь), где Пятый/Шестой/Седьмой Доктор с компаньоном занимаются приключениями в классическом «эпизодном» формате четырёх эпизодов с суммарным хронометражем в 1,5-2 часа.

001-The Sirens of Time (Сирены Времени) стала первой самостоятельной пробой пера для команды БФ. Ник Бриггс, уже набивший руку на кухонных аудио-драмах, сел было писать сценарий про Далеков, но права на Далеков BBC отправили Почтой России, так что пришлось делать историю про встречу нескольких Докторов, что по крайней мере симпатично выглядит в портфолио. Согласитесь, если вам хочется начать Биг Финиш, то история с несколькими Докторами – это то куда вы пойдёте в первую очередь. Проблема в том, что ранний Бриггс далеко не лучший сценарист Биг Финиша, а репутация выпуска довольно сомнительна. Так что Пятый, Шестой и Седьмой Доктора пересекаются в основном ради того, чтобы остановить чуть большее чем обычно зло.

История рассказывает о том, как Пятый, Шестой и Седьмой Доктора по ходу своих впечатлений встречают странных девушек, которых связывает единая тайна, которая в итоге затронет их всех и всё время в придачу.


Красавцы!

Проблема неплохого в общем-то выпуска, на мой взгляд, в том насколько он базовый и очевидный. Построен «кроссовер» довольно стандартно для такой ситуации – у каждого из Докторов есть свой короткий сегмент, за которыми следует один общий для всех, где и происходит всё интересное. Так что извольте ждать час до того, как история нормально начнётся. Интеракция у пересекающихся Докторов есть, но её банально мало для такой задумки (особенно учитывая, что большая часть людей придёт именно за ней). Общий сюжет сносный, но не особо впечатляющий. Всё здесь на  «окей» уровне, кроме разве что самих Докторов. Видно, что троица уже успела соскучится по своим ролям (игнорируя неканоничные подкасты на кухне Бриггса конечно), так что каждый сияет в роли. Шестой и Седьмой Доктора пока более близки к своим ТВ-версиям (У БФ это не продлиться долго), что привносит выпуску чуть больше оригинальности. В любом случае слушать всех троих приятно, так что я не жалею о потраченном времени. Да, это не вершина того на что способен БФ, но это довольно фаново и относительно интересно, так что давайте дадим им шанс, ведь может дальше…

002-Phantasmagoria (Фантасмагория)

…я уже довольно долгое время пытаюсь понять в чём именно моя проблема с Марком Гатиссом-сценаристом. Его работы вызывают у меня целый спектр эмоций, начиная от ненависти и заканчивая… «ну это неплохо, да». К сожалению, Фантасмогория больше тяготеет к первому.
Пятый Доктор вместе с Турлоу попадают в Лондон начала 18 века, где Доктору предстоит встретиться с парой клише про тайные клубы и немного поиграть в карты. Не сказать, что история ужасна, но по меркам БФ она довольно предсказуема, пресна и банально скучна. Может дело здесь больше в режиссуре, чем в сценарии, но всё же часть сюжетных элементов вы можете узнать в новых эпизодах Гатисса, в том числе его повёрнутая в прошлое любовь к морализаторству. В конце концов, кому ведь нужен Доктор-традиционалист, как в “Ацтеках”?


Ну такое

Ладно, может я и утрирую. Фантасмагория всё же не «Фонарь Идиота» и свою долю удовольствия история доставить может. Просто я на всякий случай не советую судить весь БФ по ней, если она вам вдруг не зайдёт.

003-Whispers of Terror (Шёпоты Ужаса) довольно атмосферный хоррор про Шестого Доктора и Пери от Джастина Ричардса, перебежавшего в БФ от Вирджинов (и написавшего также Dragons' Wrath). Здесь можно видеть пример доретульного Шестого Доктора, когда БФ ещё пытался соответствовать его ТВ-типажу, но уже осознал, что с таким Шестым каши не сваришь и чарочки не выпить. Так что фирменное хамство Доктора ещё тут, но больше скорее для галочки.

Здесь также хорошо видно креативный подход БФ к формату, так как львиная часть истории завязана на манипуляциях с голосами и звуком в принципе.


Вполне достойный экспериментальный выпуск

В выпуске Доктор и Пери оказываются в странном музее, находящимся под атакой странного существа из чистого звука, совершающего убийства. Что это за создание и как с ним связаны таинственные аудиозаписи и предстоит понять Доктору.

В целом это довольно неплохая хоть и местами затянутая история. Однозначно стоит ознакомления.

004-The Land of the Dead (Земля Мёртвых) от Стивена Кола ещё один ранний meh от Биг Финиша. И опять про Пятого (на этот раз с Ниссой и на Аляске). Что-то Дэвисону совсем не везло с ранними выпусками.

Сама же история сделана в стиле «осадных» эпизодов Второго Доктора, где группа людей в замкнутом пространстве обороняется от таинственной угрозе. Доктор с Ниссой оказываются на базе с несколькими людьми, которая подвергается атаки древнего зла. Само собой, есть и пара твистов.

Опять же не могу назвать историю плохой, но ничего особо интересного отметить здесь также нельзя. Да, слушается оно неплохо, но в голове не откладывается совсем. Совсем неинтересные монстры ситуации не помогают.

Так что давайте сразу перейдём к 005-The Fearmonger (Сеющий Страх) – вот где настоящий квалити-контент. Жутковатая и самобытная история про Седьмого Доктора и Эйс, в которой ты никогда до конца не уверен, что же происходит. И если у вас ещё были сомнения в том, что Сильвестр Маккой – лучший актёр, который когда-либо играл Доктора, эта история поможет вам принять неизбежную правду.

Здесь Доктор и Эйс оказывается втянуты в противостояние между политическими фракциями, которое грозит перерасти в уличные противостояния. Они чувствуют, что над событиями витает странное существо – настоящая манифестация страха.


Уличные беспорядки есть

Многие сцены с Доктором здесь пробирают до костей и вполне заслуживают места среди лучших моментов франшизы. The Fearmonger, будучи мрачным и почти анти-утопичным произведением, это мастлистен как для фанатов классики, так и нюскула.

006-The Marian Conspiracy (Марианский Заговор) от Жаклин Райнер была в своё время первой историей БФ которую я услышал. И я вряд ли мог выбрать себе лучший вариант. Это ещё один чисто-исторический выпуск (первый для Мейн Ренджа, да) и он ничуть не уступает приключения Бенни в концлагерях.

Здесь Шестой Доктор встречает первого придуманного Биг Финишом компаньона – Ивлин Смайт (кою играет та самая Магги Стейблс из Just War), которая, будучи дамой в возрасте, отлично дополняла Шестого, держа в узде самые неприятные его черты (будем откровенными, Доктор Колина любил порой вести себя утрировано по-детски). Ивлин моментально стала чуть ли не самой популярной напарницей Шестого Доктора (не то чтобы у неё были реальные конкуренты, да), и их истории принято считать показателем того как Биг Финиш способен «исправлять» ошибки сериала, провернув постепенный ретул Шестого Доктора, дав ему любовь фанатов, которой Колин Бейкер заслуживал.

Сама же история нетороплива, но пикантна и приятна. В силу ряда причин, Доктор берёт Ивлин с собой, чтобы встретить Королеву Елизавету Первую в Англии 16 века, но по ошибке прибывает раньше – во время правления Королевы Марии, которую Ивлин презирает за зверства против протестантов. К религиозной проблематики временного периода выпуск подходит максимально аккуратно, не пытаясь свалить всё на одну сторону (а ведь Марию благородные сограждане наградили титулом «Кровавой»). В итоге получается довольно трагичная история, где нельзя обвинить во всех проблемах кого-то одного. Учись, Гатисс.


Ивлин отличается от большей части компаньонов уже на уровне внешности

Но, пожалуй, самым сочным элементом выпуска является роль Доктора. Наконец-то у Шестого Доктора есть возможность проявить свои дипломатические навыки и подискутировать на серьёзные темы. С современными Докторами я очень соскучился именно по такой роли Доктора. Не спасителя, а медиатора. Не супергероя, а дипломата. Ведь главным оружием Доктора всегда были его интеллект и красноречие – и здесь это можно прекрасно увидеть.

Словом, это ещё один мастлистен, особенно если вы хотите хороших чисто-исторических эпизодов. И даже если не хотите, всё равно послушайте.

Почта России наконец-то довезла права на Далеков для БФ, что вылилось в 007-The Genocide Machine (Машина Геноцида) – приличную история про Седьмого Доктора с Эйс. Я пока что не слышал аудио-драмы с Седьмым Доктором, которая бы не понравилась, но эта определённо одна из более простых и незамысловатых (для Биг Финиша). История приводит Доктора с Эйс в одну из крупнейших библиотек во вселенной, где им предстоит столкнуться с Далеками, желающими заполучить драгоценные знания для своих стандартных планов расовой чистки во вселенной. Первые истории Далеков в Мейн Рендже формирует своеобразную хоть и слабо связанную мини-арку «Империя Далеков». Здесь же Бриггс первый раз (официально) озвучивает Далеков (роль с которой он переедет в нюскул). Опуская пару попыток поймать более широкий спектр голосов Далеков, Бриггс почти мгновенно начинает звучать именно так как Далеки звучат на ТВ с 2005 года. Сама же история имеет пару интересных твистов, более-менее запоминающихся персонажей и, как уже было сказано, вполне хорошая сама по себе, хоть и слабее обычного уровня выпусков Седьмого Доктора.


Честно говоря, джунлей я вообще не помню

008-Red Dawn (Красный Восход) – первый выпуск про Пятого Доктора, который я слушал с интересом. История от Джастина Ричардса про то Доктор вместе с Пери на Марсе Ледяных Воинов встречал оказалась настолько хорошей, что Марк Гатисс позднее довольно херово сплагиа... вдохновлялся ей для своего эпизода в десятом сезоне нового сериала. Сам же выпуск подошёл к (очередному) первому контакту людей и рептилоидов с довольно привычными и очевидными темами: «Кто мы и кто они? Кто из нас настоящий монстр? и т.д.». Думаю, у вас у вас будет примерное представление об этом выпуске, как только вы раскусите его поднаготную. Что, однако ничуть не уменьшает его достоинств, поскольку вышла история хоть и простой, но довольно запоминающейся (что, например, редкость для ТВ-историй с Ледяными Воинами) с довольно раскрытыми персонажами и, как это водится, парой небольших твистов. Смело могу её порекомендовать.


Истории с Пятым и Пери всегда довольно любопытные

009-The Spectre of Lanyon Moor (Призрак Ланьон-Мур) – аудиодрама для БФ от Николаса Пегга, преимущественно играющего оператора Далеков в сериале.

И чёрт возьми, она не разочаровывает!

Бригадир Алистер Гордон-Лестридж чёртов ты сукин сын Стюарт! И с Шестым Доктором! И Ивлин! Если вы знакомы с историями третьего Доктора, то здесь будите чувствовать себя как дома. Если нет – это довольно специфичный формат, подходящий к истории не совсем обычно для сериала. Больше «официальных» людей, более спокойный и деловитый тон. Работа, а не авантюризм. Но не вводите себя в заблуждение – местная история предельно кошерна, мрачна и интересна.

Доктор и Ивлин приземляются в Корнуолле, где совместно с Бригадиром участвуют в расследовании странных руин с фольклорными монстрами.


Та самая единственная встреча Шестого и Бригадира.

Злодей местами карикатурный, но запоминающийся. Шестой Доктор в руках БФ продолжает сиять новыми красками, и их встреча с Бригадиром не разочаровывает. Короче говоря, это мастлистен для фанатов Бригадира и Третьего Доктора вроде меня и просто любителей хороших историй.

010-Winter for the Adept (Зима для Адепта) – довольно приятная история про Пятого Доктора и Ниссу от Андрю Картмела, чей послужной список включает позицию главного редактора на ТВ-ране Седьмого Доктора, книги для Virgin Adventures про него же, а также легендарный «План Картмела» по спасению сериала от настигавшей его в конце 80-х жопы и свержению Британского Правительства. Получилось отчасти, как можно видеть.

История рассказывает о том, как Нисса с Доктором оказываются в Швейцарской заснеженной школе, в которой заселился пугающий всех полтергейст. Но, как водится, это лишь часть общей картины.

Выпуск не представляет ничего сверхнеобычного, кроме разве что выбора Доктора для Картмела, занимавшегося преимущественно парой «Седьмой/Эйс». История пытается играть с типичной скуби-душной формулой «таинственный полтергейст в особняке», по ходу истории несколько переворачивая события в другую сторону. Это также один из более лёгких выпусков БФ. Это не мешает ему подбрасывать слушателю и мрачные моменты, но общий тон несколько более приземлённый и ламповый. Небольшое количество действующих лиц только способствует общему ощущению камерности истории. У выпуска довольно спорная репутация, так что видимо подход Картмела зашёл не всем и для Мейн Ренджа он больше пока не писал.

011-The Apocalypse Element (Элемент Апокалипсиса) – от Стивена Кола продолжает мини-арку Далеков, на сей раз сталкивая их с Шестым Доктором и Ивлин в масштабном межпланетарном эпике с Галифреем и Романой (Романой 2, если точнее – той, которую играет Лалла Ворд).

Честно скажу – не фанат.

Сюжет завязан на плане Далеков по захвату одной планеты и уничтожении Галифрея.

На бумаге всё выглядит круто и здорово, но слушается как-то вяло. Романы нет почти половины (значительного) хронометража, так что идти в истории за ней я точно не советую, но в целом лично моя проблема, наверное, больше связана с тем сколько всего история пытается вместить, при этом несколько теряя фокус. Выпуск получается несколько раздутым, и хоть я не могу назвать его плохим, у Шестого Доктора будут истории и лучше.


Романа, если вдруг скучали

012-The Fires of Vulcan (Огни Вулкана) от Стивена Лайонса – пример нечастых историй про Седьмого Доктора и Мэл. Если вы когда-нибудь смотрели первый сезон Седьмого Доктора и не выцарапали при этом себе глаза, то думаю понимаете насколько этой паре нужны были хорошие истории. И Биг Финиш как обычно приходит на помощь, выдавая нам очередной отличный чисто-исторический эпизод (серьёзно, есть у Биг Финиша хоть один плохой чисто-историк?) про Помпеи. Как обычно и бывает в подобных историях, вся мякотка лежит в персонажах и их общении с Доктором. Так что пока Десятый Доктор занимается историческим терроризмом, взрывая тот самый вулкан, Седьмой играет в азартные игры и дерётся с древнегреческим быдлом.

Прибывая за день до легендарного извержения, Доктор с Мэл должны успеть найти ТАРДИС, спастись от катастрофы и временного парадокса, попутно ввязываясь в местные дела.

Пик истории наступает в том самом неизбежном катаклизме, которое выполнено БФ на ура. Не один исторический эпизод ещё не рисовал столь живописной картины масштабных событий и тем более знаменитых катастроф. Слушать выпуск следует хотя бы ради неё. Но и ради другого слушать тоже можно, поскольку как я уже сказал – вышла история добротной.


Мэл на фоне вулкане - хороша аллегория на отношение к ней фанбазы в старом сериале

013-The Shadow of the Scourge (Тень Ига) от Пола Корнела, оригинального автора Oh No It Isn't!

Получилось ли у него удивить меня ещё раз?

Ещё как!

В своей дерзкой юности, Биг Финиш попробовал любопытную вещь, решив поэкспериментировать с персонажами из линейки Virgin New Adventures. Результатом стало несколько выпусков Мейнд Ренджа под лейблом Side-Step (Шаг в сторону), который без объявления войны окунал нас в таймлайн новелл, ничего толком не объясняя. Конкретно здесь нас ждут приключения Седьмого, Эйс и Бернис Саммерфилд. Если вы предварительно слушали что-то из её аудио-драм, то проблем у вас быть не должно. В противном случае как минимум почитайте что она вообще такое, потому что знакомить с ней вас никто здесь не будет.

Что же до самой истории, она в лучших традициях VNA мрачна и сурова. Что будет если признанного гроссмейстера Седьмого Доктора загнать в угол, проверив придел его возможностей? Простая вроде бы идея, но невероятно эффективная, если вы знакомы с Седьмым Доктором хотя бы по последнему сезону классики.

Доктор с Эйс и Бенни прибывают в Кент, где свою деятельность ведёт таинственный культ, готовящий призыв демонических созданий. И это только начало.


Нет, это не ошибка колориста. Надо слушать, чтобы понять

Результатом получается невероятно насыщенная, хоть местами, наверное, и чересчур жёсткая история. Ну и послушать каким компаньоном была Бенни тоже интересно. Здесь же впервые в истории Биг Финиша мельком появляется Доктор, но не тот которого вы ожидали.

Словом, мастлистен.

014-The Holy Terror (Священный Ужас) – ещё один Сайд-Степ, но на сей раз про Шестого Доктора и говорящего пингвина (на самом деле шейпшифтера в форме пингвина, но объяснять всё долго. Короче, пингвин это) Фробишера от создателя последнего, Роба Шермана.  Так что с Фробишером всё тоже самое что и с Бенни выпуском ранее. Не пугайтесь, для Сайд-Степов персонажи из ниоткуда – это нормально.

Фанатам нюскула Шерман известен преимущественно по серии первого сезона «Далек», регулярно всплывающей во всевозможных топах лучших эпизодов нового сериала и в излишнем представлении не нуждающейся. Если вы смотрели первый сезон нюскула, вы помните Далека. Если нет – бросайте читать и идите смотреть этот эпизод прямо сейчас.

Для Биг Финиша Шерман сделал несколько больше, и я надеюсь, что смогу поговорить о его работах отдельно как-нибудь попозже. Пока что скажу, что Шерман считается одним из лучших авторов, работавших над Доктором и его выпуски рекомендуют к прослушиванию в первую очередь. И… да, The Holy Terror великолепен. На самом деле на меня он произвёл несколько меньше впечатления, чем некоторые его другие выпуски (до которых мы дойдём), но довольно специфический подход Шермана к историям полный метафикшена, майндфаков и фирменного юмора виден уже здесь. Его работы выделяются даже на фоне варьирующегося репертуара БФ.

Доктор с Фробишером прибывает в странный средневековый замок, где по законам общества коронованный король признаётся бессмертным богом, а со смертью – еретиком. И далее по кругу.


Восславим Фробишера, восславим большую говорящую птицу!

В The Holy Terror Шестой Доктор довольно интересно исследует влияние религии и обычаев, где автор не стесняясь измазывается над часто появляющимися в научной фантастике идиотскими обществами, которые бы и поколения не продержались в реальном мире, но делает это несколько более комплексно и аккуратно, не вдаваясь в пропаганду глобализма, атеизма и подобного, повернув градус больше в сторону людского восприятия культуры, а не критики традиционализма как такового.

Само собой, это далеко не всё и свои сюрпризы история преподнесёт, так что я могу лишь повторить то что говорят все фанаты Биг Финиша – слушайте Роба Шермана.

015-The Mutant Phase (Фаза Мутации) от Далека-Суприма собственной персоной, Ника Бриггса – следующая часть «Империи Далеков», где глазастикам с вантусами противостоит теперь уже Пятый Доктор. Вторая работа Бриггса в Мейн Рендже получилась… нормальной.

По сюжету Доктор с Ниссой прибывают на землю 22 века, захваченную Далеками, и оказываются втянуты в круговорот событий, связанный с исследованиями учёного со Скааро по спасению Далеков от опасной мутации и нескольких временных парадаксов.

В целом это небольшая история про очередной конфликт Доктора и Далеков, привязанная к «Вторжению Далеков на Землю» из второго сезона классики (тот самый эпизод, где Сьюзен ушла).


Нет, это уже не смешно. На обложках к Пятому что экономили?
Есть ещё другая, но она не сильно лучше, поверьте.

Не могу отметить здесь что-то плохое, слушается всё довольно интересно, и вернутся в антураж захваченной Далеками земли неплохо, но за вычетом отдельных сцен, особо история не запоминается.

Следующий выпуск представляет намного больше интереса. Я говорю конечно же о 016-Storm Warning (Штормовое Предупреждение) ака первом выпуске Биг Финиша с Восьмым Доктором.

Да, Рассел с Бриггсом вытащили Пола МакГанна, появлявшегося в фильме 1996 года и решили попробовать поработать с ним. С одной стороны, это дало авторам больше свободы в работе с персонажем, с другой был риск того что ничего не получится и без того не шибко хорошая репутация Восьмого упадёт до пола. К счастью, всё у БФ получилось, и сегодня Восьмой Доктор считается едва ли не основным для аудиодрам, а также Доктором «для хардкорщиков», т.е. тем Доктором которого любят хардкорные фанаты, углубившиеся во франшизу глубже того что показывали по ТВ.

Storm Warning (от Алана Барнса, писавшего до этого комиксы про Восьмого) даёт прекрасный портрет Восьмого Доктора, а Пол МакГанн вместе с Индией Фишер, играющей первого аудио-компаньона Восьмого Доктора, Шарлот Поллард (или просто Чарли), которой здесь представляют слушателям, сыпят харизмой с первых минут и скоро становится сложно поверить, что Восьмого Доктора до этого ты встречал только один раз.

История рассказывает про то как Доктор в октябре 1930 года принимает участие в первом полёте британского дирижабля R101, встречая на борту молодую девушку-зайца (в смысле безбилетника, а не крольчиху) Чарли, которая займёт в ближайшей жизни Доктора довольно значимую роль. По ходу историю Доктора ждут привычные и не совсем приключения с пришельцами (и динозавры).


Пол Макганн отлично отыграл роль дирижабля

Сама история несколько типична для Доктора, но выполнена отметено. События идут бодро, персонажи запоминаются. Это не чистый историк, но эпоха передана достаточно интересно. Здесь же начинается и сюжетная арка первых историй Восьмого Доктора «Раскол Паутины Времени», завязанная на Чарли и том как она должна была умереть в ходе событий истории, но благодаря Доктору выжила. О том во что это выльется и куда приведёт – в следующий раз.

Технически подход БФ к Восьмому Доктору представлял собой не обособленные выпуски, как это делается с «важными» персонажами сейчас, а включение в Мейн Рендж своеобразного блока-«сезона» из нескольких эпизодов с Восьмым Доктором. Первый блок состоял из четырёх выпусков, начинаясь с Storm Warning и охватывая три следующих (кому лень считать – это четыре выпуска). Каждый из выпусков вышел разным, как по теме, так и по качеству.

017-Sword of Orion (Меч Ориона) от Ника Бриггса – пример типичной «осадной» хорроро-подобной истории с Киберлюдьми.

История рассказывает, как Доктор с Чарли оказываются на заброшенном космическом корабле, где встречают группу космических мусорщиков, занимающихся поисков ничейных плюшек на пустом корабле. Проблема обрисовывает довольно быстро, когда оказывается, что корабль не так уж и пустой…


Ещё тот дизайн Киберлюдей из 80-х

Дебют Киберлюдей у Биг Финиша честно вышел не очень и скорее напоминает какой-то фанфик по Чужому. Может дело во мне, но Меч Ориона меня попросту не впечатлил. Сам по себе он функционален, но и выбранную тему и Киберлюдей БФ позднее сделает намного лучше. Каких-то особо запоминающихся моментов у Доктора или Чарли я здесь тоже особо не запомнил.

Следом идёт 018-The Stones of Venice (Камни Венеции) от Пола Магрса – псевдоисторический эпизод про Венецию в будущем-которое-почти-как-прошлое.

Доктор с Чарли прибывают в последние дни Венеции в будущем, где, не смотря на приближающийся конец, готовятся заговоры, кипят любовные дела и готовятся восстания.

Выпуску действительно стоило быть просто чистым историком. Несколько проходной выпуск, который интересен в некоторых моментах, но скучен в других. Да, отчасти история последнего дня города любви завлекает, но настолько как многие схожие истории, вышедшие из-под крыла БФ. Возможно дело в несколько более блеклых, чем во многих чистых историках, персонажах, возможно в чём-то ещё, но и здесь я остался не особо впечатлен.


Пол Макганн отлично отыграл роль разбитого зеркала

А вот последний выпуск первой волны Восьмого: 019-Minuet in Hell (Менуэт в Аду)  – это несколько более комплексный зверь. Ремейк одной из уже упомянутых в самом начале фанатских работ троицы основателей (Гарри Рассел значится одним из авторов выпуска), Менуэт в Аду сильно пахнет фанфикшеном, что одновременно интересно и странно. Довольно спорная репутация (и это мягко сказать) выпуска подогревала мой интерес к нему ещё сильнее и… да, это не для всех. Далеко не для всех.

Начало 21 века. Свежеобразованный штат США Мэлболгия (ага) хранит множества тайн и загадок и странностей. Мы находим там страдающих амнезией Доктора и Чарли, прибывшего для секретного расследования Бригадира Летбриджа-Стюарта, тайный орден демонопоклонников и ещё массу всяких безумств.

Выпуск, пожалуй, может побороться с работами Шермана за звание самой необычной работы БФ которую я слышал. Качество здесь скачет между «ужасно», «шикарно», «так плохо, что хорошо» и «что блеать вообще происходит?» с невероятной регулярностью. Здесь возвращают Бригадира, в его без сомнения худшем эпизоде, бьют Чарли хлестами в тематических данжах. Тут и Доктор в психбольнице, и Адский Клуб, и демоны и чёрт пойми, что ещё. Обилие мрачности, «взрослых тем» и подобного. Масса сцен сама по себе вызывает откровенный дискомфорт. 


Тихо-тихо, тут художественная ценность есть!

Другой момент что слушать всё это интересно. Менуэт в Аду запоминается своей нестандартностью и странностью. Это непохоже на типичные формулы Доктора и выпуск мне нравится по крайней мере этим. Что конечно не значит, что в нём нет массы откровенно плохого или что я его рекомендую. Как я сказал – не для всех. Я не даже полностью не уверен, что это для меня. Необычный и неоднозначный выпуск.

Закончим мы наше сегодняшнее исследование продукции Биг Финиша коротеньким рассказом Last of the Titans (Последний из Титанов) от Ника Бриггса. Небольшое и довольно простое приключение Седьмого Доктора, являющееся ещё одним ремейком нелегального отрочества БФ.

Размышляя на тему того что ТАРДИС предпочитает дарковость и реалистичность, Доктор попадает на заброшенный корабль с одним обитателем, не подозревая о неприятной ситуации, которая ему предстоит.


Честно не так представлял персонажа выпуска, ну да ладно

Довольно простой и понятный выпуск. Коротенькие истории мелькают тут и там у БФ как «пробы пера» или общие зарисовки. Далеко не лучшая из них, Last of the Titans довольно очевидна и предсказуема, что тем не менее не делает её плохой, просто не особо выдающейся. Конец у истории хороший, особенно если вы понимаете, что путешествующий в одиночку Седьмой обычно знаменует что он довольно близко к концу своей жизни...


На сегодня у нас всё. В дальнейшем мы продолжим изучение выпусков Биг Финиша, и в следующий раз мы увидим первую попытку БФ сделать свои истории про Бернис, настоящую Империю Далеков, встретим нового компаньона Пятого Доктора, а также кульминацию первой арки Восьмого Доктора и возвращение Мастера.

Пишите и делитесь своим мнением в комментариях!



Похожие материалы